The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel II - Рецензия. The Legend of Heroes Trails of Cold Steel III - Игровой мир и персонажи «Демонический лук» Энния

3

«Ричардсон, по сути, продемонстрировал (и это было подтверждено небольшой группкой людей, которые последние полвека продолжали его работу), что война подчиняется стохастическому распределению: иными словами, с одной стороны, она никогда не бывает абсолютно случайна, а с другой стороны – ее причины и характер не поддаются единой систематизации. Абстрактная модель существует, но невозможно вывести формулу, которая была бы применима и верна в каждом специфическом случае. Иными словами, феномен войны независим от волевого элемента. Не имеет значения, какое именно было – и было ли – принято рациональное решение: война, как и погода, просто случается»

Джон Браннер, «Всем стоять на Занзибаре»

Прошедший год, возможно, станет одним из самых интересных для владельцев карманной портативной системы PlayStation Vita, получивших в 2016 году массу отличных проектов: начиная от Ray Gigant, God Eater: Rage Burst 2, Odin Sphere Leifthrasir, Grand Kingdom и заканчивая Criminal Girls 2: Party Favors, Yomawari: Night Alone, World of Final Fantasy. Список дополняют целых две игры из популярной в узких кругах серии The Legend Of Heroes, которую ценители японских ролевых игр считают чуть ли не лучшей в своей нише и нередко приводят в пример, когда на различных тематических форумах начинаются споры о том, что жанр давно переживает не лучшие свои времена. Мы не будем углубляться в размышления относительно благосостояния японских ролевых игр, поскольку данная тема заслуживает отдельного разговора, – нас куда больше интересует вторая игра серии The Legend Of Heroes: Trails Of Cold Steel, которая появилась на полках европейских магазинов в ноябре текущего года, порадовав не только владельцев PlayStation Vita, но и обладателей PlayStation 3. Данная игра примечательна тем, что завершает большую сюжетную арку, в которой Эребонианская Империя (Erebonian Empire) постепенно перешла от войны с соседями к кровопролитной гражданской войне, где каждый должен выбрать свою сторону.

События в The Legend Of Heroes: Trails Of Cold Steel II продолжают историю первой части и начинаются с сокрушительного поражения, которое понесли ученики из специализированного «Класса VII» Военной Академии Тора (Thor’s Military Academy). Бывшие ученики – если быть точнее, поскольку отныне Эребонианская Империя горит в огне, раздираемая гражданской войной между Благородными и Реформистами, которую всеми силами пытались предотвратить молодые выходцы из вышеупомянутого учебного заведения в ходе выполнения полевых заданий. Несмотря на то, что руководство Военной Академии пыталось создать уникальный класс, в котором одновременно учились бы представители знати и дети из обычных рабочих семей, прошедших нестандартную боевую подготовку, это решение помогло снизить градус конфликта и возымело воздействие на политическую и экономическую обстановку. Но лишь на время, так как вооруженная конфронтация всё равно нашла свой выход благодаря третьей заинтересованной в междоусобице стороне, которая постоянно разжигала неприязнь между фракциями. И теперь Империя разделилась на части, львиную ее долю отхватили Благородные, имеющие в своём распоряжении больше средств, людей, техники и власти. Первым же делом они приостановили деятельность Военной Академии, распустив учителей, учеников и администрацию, а всех несогласных с таким решением заключили под стражу или объявили в розыск.

В последний раз, когда мы видели главного героя этой мини-серии Рина Шварзера (Rean Shwarzer), он пилотировал огромного боевого робота Валимара (Valimar) вместе с кошкой Селиной (Celine), которая неожиданно для всех начала разговаривать и давать советы. Призвав робота, Рин одержал уверенную победу над Скарлет (Scarlet), но не стал её убивать, поставив, как ему казалось, жирную точку в этом конфликте. Однако в сражение вмешался ещё один пробудившийся божественный боевой робот – Лазурный Рыцарь (The Azure Knight), за штурвалом которого обнаружился представитель либерального движения Кроу (Crow). В ходе решающего сражения Рин не смог одолеть своего врага, и получив серьезные повреждения, вынужден был отступить. Остатки своей энергии робот направил на процесс перемещения и отправился в Эйзенгардские Горы (Eisengard Mountains), расположенные близ родной деревни Рина – Юмир (Ymir), оставив боевых товарищей далеко позади. Конечно же, Рин Шварзер, будучи лидером и сердцем группы, пытался воспротивиться этому решению, страстно желая вернуться в бой и защитить своих друзей, но Валимар уже начал набирать обороты, отдаляясь всё дальше и дальше от поля брани.

Спустя какое-то время Рин пробуждается, обнаружив себя в вышеупомянутых горах возле Валимара и Селины, гонимый жаждой мести он пытается ринуться в бой, дабы закончить начатое, но безуспешно, ведь верный Валимар уже перенес их в безопасное место подальше от линии фронта. Осознав тщетность попыток вернуться и обуздав свой гнев, Рин соглашается переговорить с Селиной и в ходе разговора узнает, что с момента сражения с Лазурным Рыцарем прошло довольно много времени. Все эти месяцы боевой робот потратил на восстановление сил после тяжелого ранения, стремясь исцелить не только себя, но и своего пилота, а поблизости рыскали войска и другие роботы в поисках Валимара и того, кто способен возвращать к жизни божественные механизмы, чтобы навсегда покончить с возможной угрозой. Тут стоит отметить, что мир The Legend of Heroes: Trails of the Cold Steel напоминает эдакую помесь конца девятнадцатого века с серединой двадцатого: здесь мирно сосуществуют рыцари, ниндзя, фермеры, примитивное индустриальное и весьма развитое мануфактурное производства, присутствуют автомобили, мотоциклы, типография, летательные аппараты, огромные роботы, компьютеры, радио и даже некий аналог сотового телефона. Вот только работает это всё не за счёт электричества или пара, а за счёт магии, исходящей из «Орбментов» – специальных волшебных камушков, которые наделяют своего обладателя особыми способностями, если, конечно же, правильно их использовать. Класс VII был уникален ещё и тем, что каждый из них везде носил с собой «Аркус» – эдакое портативное устройство, напоминающее пудреницу, в которое эти камешки можно было вставлять. Аркус позволял ученикам почувствовать неразрывную связь между собой, общаться на большом расстоянии и, конечно же, задействовать магию, но об этом чуть позже.

Так как живые и активно сопротивляющиеся ученики Класса VII не удобны для третьей стороны и для тех, кто жаждет кровопролитной войны, а таких людей достаточно с обеих сторон конфликта, на них была открыта охота, в том числе и на лидера этой небольшой группы. Изучая горные массивы на предмет дороги, которая помогла бы вернуться домой, Рина и Селину застают врасплох тёмные рыцари, организовавшие засаду. Услышав зов «пробуждающего», на помощь вылетает Валимар, но боевой робот, как и его пилот, всё ещё слабы, а потому выручают Рина из этой ситуации молодой брейсер Товал (Toval), принцесса Алфина (Alfin) и младшая сестра Рина, которую зовут Элис (Elise). Брейсеры, если кто-то запамятовал или не знал – это молодые наемники, которые выполняют поручения обычных граждан за определенную плату, в играх в основном они представлены серии как положительные персонажи, поскольку их задача состоит в том, чтобы облегчить простым людям жизнь и немного подзаработать. Но мы немного отвлеклись. Троица подоспевает ровно в тот момент, когда Рин готов был отправиться к праотцам, а потому герои доставляют его в полуживом состоянии в деревню, где разношёрстную компанию уже ждут отец, мать и большое количество других жителей деревни, не понаслышке знакомых с сыном барона. Да, Рин далеко не самый простой человек в этом мире, он и его семья принадлежат к сословию знати, но не проявляют ровно никакого желания воевать за территории с Реформистами, сосредоточившись на делах насущных, что, конечно же, осуждается первыми на всех уровнях.

К сожалению, долгожданное семейное воссоединение продлилось недолго, так как принцессу Алфину и Элис похищают в ходе нападения на жителей деревни. В то же время происходит покушение на жизнь барона силами ягеров, получивших приказ стрелять на поражение в любого человека, оказывающего сопротивление. Выкрали девушек у героев из-под носа представительница секретной организации Ауроборос Алтина Орион (Altina Orion) и Вита Клотилд (Vita Clotilde), которая долгое время звала себя Мисти (Misty) и жила под боком у Класса VII, прикидываясь самой обыкновенной школьной радиоведущей. Недолго думая главный герой прощается с матерью и другими жителями деревни и, объединившись с Товалом и Селиной, отправляется искать других учеников из Класса VII, чтобы вместе с ними пробраться в стан врага, отыскать пропавшую принцессу, вернуть сестру и наказать всех, кто был причастен к развязавшемуся конфликту.

Если прочитав завязку игры, вы всё ещё задаетесь вопросом «Кто все эти люди и что вообще происходит?», то я рекомендую вам ознакомиться с первой частью серии для лучшего понимания общей картины или хотя бы прочесть наш детальный обзор по ней, который мы публиковали в начале прошлого года. Главное, что может оттолкнуть игроков в процессе знакомства с серией, как и в случае с предшественницей, это то, что сюжет The Legend Of Heroes: Trails Of Cold Steel II очень медленно набирает обороты, даже не пытаясь внести необходимую интригу. Если вы после прохождения первой части беспокоились за судьбу и благосостояние учеников Класса VII, к которым уже успели привязаться, то новая игра практически моментально даёт понять, что с ними всё в полном порядке. Авторы отбросили в сторону весьма подходящий шанс поиграться с ожиданиями игроков и пощекотать им нервишки: даже если сделать скидку на рекламные ролики и обложку игры, на которых все действующие лица живы-здоровы, можно было постараться сделать вид, что это не совсем так и не раскрывать с ходу некоторые сюжетные детали. Благо авторы обыграли это нетривиальным образом: например, Мачиаса Регница (Machias Regnitz) – одного из самых злостных ненавистников знати, питающего к ней еще большую неприязнь после того, как его отца посадили, нужно будет разыскать, следуя его плану, который он самолично нарисовал на бумаге и подкинул главным героям через посредника.

Обычный работяга Гаиус Ворзел (Gaius Worzel), обитающий в степных зонах со своей семьей, которая зарабатывает на хлеб земледелием, наотрез откажется идти с главным героем, пока тот не поможет выкурить из его родных земель врага, угрожающего жизни местным поселенцам. А сын одного из величайших и богатейших представителей знати Дюкдома Албареа (Dukedom Albarea) – Джусис (Jusis Albarea) – вызовет главного героя на дуэль, которая решит его судьбу. Если игрок победит, то Джусис отправится вслед за Рином и его командой, если проиграет, то сын одного из представителей Четырех Величайших Домов Эребонианской Империи продолжит дело своего отца. Даже если тот повинен в нападении на деревню Рина и в покушении на его родственников. В общем, как не трудно догадаться, игроков ждет затяжное постепенное воссоединение команды, которое не лишено своего обаяния и толики эмоций, однако нельзя не упомянуть, что этот процесс тормозит развитие истории на десятки часов. Да, подобное было в предыдущей игре, но данный шаг был хорошо обусловлен сюжетом, ведь, в конце концов, Рин и его товарищи были учениками академии, а потому им снова и снова приходилось возвращаться к своим обязанностям, благодаря чему календарная система с постоянно сменяющими друг друга повторяющимися событиями хоть и сказывалась на динамике истории, но все же воспринималась нормально. В новой игре подобным вещам нет объяснения.

Хотя стоит отдать The Legend Of Heroes: Trails Of Cold Steel II должное, она действительно ощущается как целостная приключенческая игра, не разорванная на раздельные эпизоды: соединяющие историю швы видны далеко не сразу и благодаря разнообразию мест и ситуаций, в которых оказываются герои, создается ощущение размаха. Я думаю, что именно этого Nihon Falcom и добивались в первую очередь. Искать друг друга Рин и его команда будут на просторах всё той же Эребонианской Империи, а это значит, что вам доведется вновь посетить знакомые из первой части локации, а также множество новых, и проследить за тем, как их изменила война. На самом деле, поменялось в игре не очень многое. По большей степени поселения выглядят такими, какими вы их запомнили: по округе шастают знакомые монстры, разбавленные несколькими новыми видами; в городах ждут уже известные вам персонажи; даже секреты и боссы будут поджидать там, где они были расположены в первой игре этой мини-серии. Зато отныне территории Империи щедро оккупированы войсками с той и другой стороны, а жители, которые и до этого страдали от многих невзгод (в особенности на фермах и в поселках городского типа), стали жить ещё хуже. В иных поселениях люди ощущают себя настоящими заложниками, потому как родные пенаты в мгновение ока превратились в места скопления резервных войск Империи, которые готовы в любой момент выдвинуться на передовую или начать оборону. Отчего люди, проживающие в подобных захолустьях, перестали получать какой-либо доход и даже потеряли возможность влиять на свою судьбу из-за запретов на въезд или выезд. В богатых же городах нередко проводятся чистки, люди находятся в напряжении и испытывают трудности, поскольку они пребывают в полной или частичной изоляции.

В итоге, как вы уже догадались, страдают все. Люди, на собственной шкуре испытывающие трудности, не знают, кого винить в этой ситуации: себя, за то, что активно учувствовали в разжигании ненависти; другие фракции, потому что их проще всего обвинить во всех смертных грехах; или же своё собственное правительство, которое оставило людей без дохода, без возможности сделать свой выбор и без каких-либо перспектив на ближайшее будущее. Лишь Рин и его команда берут на себя смелость отправиться в дальний путь, чтобы выяснить множество интересных деталей: например, что войсками альянса руководит брат Джусиса – Руфус Албарея (Rufus Albarea), который стремится убрать с дороги Класс VII; что Королевство Либерл (Liberl Kingdom), с которым Эребонианская Империя воюет уже много лет, успело объединить свои силы с Реформистами, дабы уравновесить силы в гражданской войне, а заодно уничтожить своего врага изнутри; что местный специалист по орбментальным технологиям и лучница в одном лице Алиса Рейнфорд (Alisa Reinford) знакома с Рином с малых лет, но выяснить это удалось только сейчас; что Рин постепенно вспоминает какие-то события, которые переживал не он сам, а другие люди, и, возможно, только возможно, в его силах изменить ход истории. И пусть подобные события с героями обычно происходят совершенно случайно во время путешествия между регионами, следить за ними весьма интересно.

Главное, что делает эту историю необычной по меркам других jRPG, это хорошо прописанные герои, собственно, как и основные стороны конфликта. Даже если вы не играли в первую часть серии, Trails of the Cold Steel II обязательно постарается раскрыть характеры персонажей, их мотивацию и причины участия в сложившемся конфликте. Для этого достаточно не пропускать сюжетные сцены и чаще контактировать с сопартийцами – брать их с собой на задания и общаться в свободное от вылазок время. Что касается сторон конфликта, то игра устроена таким образом, что Рину и его команде доведется побывать во многих местах и познакомиться со многими людьми, в том числе и с лидерами фракций, и это позволит взглянуть на сложившуюся ситуацию с разных сторон. И выяснить, что в этой войне нет правых и неправых, каждая сторона поступает так, как считает лучше для своей страны и своего народа, даже если придется пойти на радикальные меры и поставить многих людей в очень неудобное положение. Благородные, к примеру, пытаются сосредоточить в своих руках все силы, призвав самых опасных людей во всей Империи и собрав вместе всех Рыцарей – Валимара и его Лазурного собрата, чтобы решить конфликт не столько кровью, сколько подавив врага на психологическом уроне. А Реформисты, которые видят в Альянсе источник тирании и угрозы, активно начинают сотрудничать с другими фракциями, даже с теми, что ранее считались идейными врагами, чтобы подавить знать, взять свою жизнь в свои руки и распределить блага между простыми людьми.

В своё время многие игроки не раз и не два критиковали последние проекты серии Fire Emblem за такой элемент ролевой игры, как развитие личных отношений между героями, выливающееся, в конечном счете, в крепкую дружбу или бракосочетание с последующим рождением детей. Никакая критика, конечно же, нисколько не смутила разработчиков из Intelligent Systems, поскольку данная опция пришлась по душе львиной доле новичков, в глаза не видевших ранние игры серии, а это, как вы понимаете, и есть целевая аудитория. Это тот элемент игрового процесса, который уже давно осел во многих ролевых играх, вызывая негодование у одних игроков и радуя своим наличием других. Однако Nihon Falcom предпочитает избегать этой темы, что обычно не свойственно для проектов такого масштаба, как The Legend Of Heroes: Trails Of Cold Steel II, и вместо того, чтобы демонстрировать химию между персонажами, зачастую авторы ограничиваются неловкими моментами с вытекающим из этого сексуальным напряжением. Не поймите меня превратно, такие глубокие и разносторонние ролевые проекты, как первая и вторая The Legend Of Heroes: Trails Of Cold Steel, в которых на большом континенте не в лучшие времена происходит масса значимых для огромного количества людей событий, на первый взгляд не нуждаются в романтике. Но раз уж разработчики сами постоянно касаются этой темы, то почему бы не дать игроку самостоятельно сделать выбор: развивать отношения с определенными членами группы или игнорировать эту опцию? В таком случае одна часть аудитории получила бы то, что хочет, а другая спокойно сконцентрировалась на общей истории, не отвлекаясь на подобные мелочи. Как вы уже догадались, авторы не планируют развивать эту тематику, пытаясь усидеть сразу на двух стульях, не угодив, в конечном счете, ни пуританам, ни любителям виртуальных свиданий.

Боевая система The Legend Of Heroes: Trails Of Cold Steel II претерпела некоторые изменения по сравнению с прошлой частью: не существенные, так как у авторов не было необходимости менять то, что хорошо работает, но ощутимые. Монстры на локациях по-прежнему видны всем и сразу, каждый патрулирует свой собственный клочок земли, а игрок, наблюдая за их перемещениями, может подсуетиться и рубануть или выстрелить в спину, тем самым получив преимущество в бою. Некоторые монстры от такой неожиданности и жизненной несправедливости получают эффект оглушения, что дает персонажам шанс атаковать четыре раза подряд вне очереди, другие замораживаются на очень непродолжительное время, благодаря чему игрок получает возможность трижды нанести удар первым, а третьих бессмысленно пытаться обхитрить, так как на них не действует эффект оглушения. Всё, что может сделать игрок, это отвлечь на себя существо, а когда оно развернется, не найдя чем перекусить, моментально врезаться в него, дабы заполучить возможность атаковать первым. До кучи, за перехваченную инициативу партия игрока получает приятные бонусы, например, частичное восстановление здоровья или шкалы «CP» и «MP», о значении которых читайте далее по тексту. Это довольно простая и понятная система, которая требует внимательности. В мире The Legend Of Heroes: Trails Of Cold Steel II довольно много монстров, предстающих перед игроком в виде летающих злобных одуванчиков, подвижных камней, светящихся сфер и прочих безликих созданий, по которым весьма непросто чисто визуально определить, где у них расположен перед, а где зад. В таком случае приходится буравить глазами карту местности в правом верхнем углу, где отмечаются попавшие в поле зрения противники. Благо, значки неприятелей выполнены в виде стрелок, у которых весьма предусмотрительно имеется острый конец, означающий направление того или иного монстра.

Примечательно, что в такой игре, как The Legend Of Heroes: Trails Of Cold Steel II, игрок большую часть времени нарезает на лоскуты и проделывает дыры в толпах вычурных сказочных существ, которые не имеют никакого отношения к рассказанной в игре истории, а не бьются насмерть с вооруженными до зубов вояками, в то время как сюжет, по большей степени, посвящен гражданской войне между обыкновенными людьми. Это, надо признаться, сильно снижает градус заинтересованности в происходящем, поскольку долгое время кажется, что вы занимаетесь чем угодно, только не привносите в историю этого государства или развязавшийся конфликт хоть сколько-нибудь значимый вклад. На эту же тему по мере прохождения игры неоднократно шутит говорящая кошка Селина, которая постоянно подмечает подобные несостыковки и является чуть ли не лучшим персонажем в данном произведении. Она недовольно фыркает, когда замечает необъяснимые заимствования, которые не потрудились объяснить сценаристы, и нелогичные сюжетные ходы. К примеру, вас наверняка развеселит необъяснимое появление старых храмов в неожиданных местах, представляющих собой систему постоянно меняющихся волшебных подземелий, которые фигурировали и в первой части. Но там подобное место было одно и вы регулярно к нему обращались, чтобы прокачать партию, и с точки зрения сюжета этот процесс подавался как неотъемлемая часть обучения учеников Класса VII, а здесь их сразу несколько и о них никто, кроме вас, не знает. Со временем появится стойкое ощущение, что храмы преследуют вас в каждой главе, где бы ваша партия ни оказалась.

Вообще Селина нередко пинает игроков, пытаясь заставить их заняться чем-то действительно важным, ведь сестра Рина, принцесса и вообще вся Империя находятся в опасности. А вместо этого герои ловят рыбу в прудах и реках, спускаются в подземелья, выполняют поручения местных жителей, подолгу обсуждают увиденное, а то и вовсе стоят и решают, что делать дальше. Но за неимением других героев, способных повлиять на ситуацию, она может только терпеливо следить за их причудами, сдержано ругая Рина и его команду за нерасторопность. И если, проходя первую часть, вы отдавали предпочтение инструктору и по совместительству куратору специализированного Класса VII Саре Валестин (Sarah Valestine), которая делала ваш день благодаря едким комментариям, двусмысленным намекам, сыпала сарказмом и вообще была сурова, но справедлива, то в этой части вас однозначно порадует голос разума по имени Селина, пусть и не в полном объеме, так как её влияние на группу ближе к середине игры значительно снизится из-за большого количества персонажей, постоянно мелькающих на экране. Авторы добавили в игру какое-то неприличное число героев, будь то какой-нибудь очередной ученик академии или старший брат наследницы престола Эребонианской Империи, и с каждым игра пытается познакомить как можно ближе, отчего Селине или ненаглядному инструктору Саре просто не хватает времени, чтобы привлечь к себе внимания больше, чем на пару реплик за раз.

Но вернемся к боевой системе. После столкновения с неприятелем вы попадаете на маленькую арену, где ваши персонажи занимают свои позиции и начинается пошаговое сражение. За ход игрок может переместить своих подопечных поближе или подальше относительно расположения противника, атаковать, использовать умения каждого ученика Класса VII, активировать магию, задействовать расходный предмет или сбежать. Все выпускники Академии Тора обладают своими уникальными способностями, стилем сражения и оружием, но формально их можно поделить на бойцов ближнего и дальнего боя: маги и стрелки бьют издалека и сразу по нескольким целям, а рыцари и ниндзя с мечами, катанами и копьями наперевес предпочитают дуэли. Очевидно, что обе условные группы хороши против определенных оппонентов: маги и стрелки прекрасно себя чувствуют, атакуя воздушные цели, а мечники неплохо справляются с наземными. Если попытаться поменять что-то в этой схеме, то бойцы будут постоянно промахиваться, а промахи в этой игре, собственно, как и в её предшественницах, наказываются ответной контратакой. К великому сожалению, кому-то из разработчиков в Nihon Falcom пришла в голову замечательная идея сделать каждого второго супостата летающим, что делает сражения с ними долгими и скучными, так как большая часть отряда режет своими острыми клинками воздух и постоянно получает урон. Победить вражин в таком случае помогут магия и персональные навыки. И если для первых понадобится только заполненная шкала «CP», то для активации вторых нужна заполненная шкала «MP», более того, лучше предварительно изучить сильные и слабые стороны противника, а также подгадать момент для атаки.

Такие условности объясняются тем, что, во-первых, любое магическое заклинание нужно предварительно прочесть, на это может потребоваться некоторое время, так что для активации магии лучше всего отступить подальше, тем самым не дав врагам подобраться к партии ближе и помешать планам игрока. А во-вторых, многие супостаты не восприимчивы к одним стихиям, но зато легко пасуют перед другими. Снабдить каждого героя всеми стихиями не позволит ограниченное количество ячеек в Аркусах, которые до кучи весьма капризны, когда дело касается разномастных по структуре камешков Орбментов, расставленных рядом друг с другом, а потому приходится искать баланс и грамотно распределять магические способности между членами отряда. Если раньше игрокам по мере прохождения игры приходилось самостоятельно сверлить дырки в пудреницах, чтобы вставить туда волшебные камни, то в сиквеле в этом нет никакой необходимости, вместо этого игра предлагает совершенствовать уже существующие ячейки, давая игроку возможность использовать высокоуровневые Орбменты. И да, Орбменты заменяют игрокам древо умений, поскольку эти камни дают как активные магические способности: открывают доступ к огненным шарам или каменным глыбам; так и пассивные: например, они могут повысить здоровье или защиту героев. Уникальные же навыки открываются по мере повышения уровня персонажей и практически все они перекочевали из прошлой части. Правда, благодаря тому, что герои в The Legend Of Heroes: Trails Of Cold Steel II предстают перед игроком не как желторотые новобранцы, а как опытные вояки, они уже обладают кое-какими знаниями и навыками, в этом случае игроку остается лишь заняться улучшением того, что уже доступно.

Впрочем, даже если вы ранее озаботились тем, чтобы снабдить героев самым лучшим оружием, прочными куртками, хорошими ботинками и прочими аксессуарами, необходимыми для выживания среди толп монстров, гуляющих по Эребонианской Империи, то в продолжении вам придется проделывать весь этот процесс заново, разыскивая полезные предметы в сундуках и магазинчиках. И да, всё, о чём я рассказывал до этого, уже более-менее знакомо игрокам, так что пора поговорить о совершенно новых вещах. Если вы помните, то в конце прошлой игры, когда главный герой научился призывать Валимара, у него появились в распоряжении так называемые «Bravely Points» или «Очки Храбрости», которые расходовались в процессе активации «Связи» (Link) между персонажами. Связь возникает периодически, когда атакует кто-то из членов партии, в таком случае тот, с кем была установлена связь, может присоединиться и помочь своему товарищу. Связь в прямом смысле слова развивается и после достижения очередного уровня, если звезды сойдутся на небе, а на горе какой-нибудь рак насвистит «Лунную сонату» после дождичка в четверг, то ваши герои выполнят цепочку атак, которая может существенно подкосить здоровье неприятеля. Очки храбрости давались за каждую такую выполненную цепочку, а расходовались на усиленный удар, который могут нанести два и больше члена партии. Отныне эта функция доступна практически с самого начала игры: вы накапливаете очки, а затем спускаете их на боссов или мини-боссов, если разыщите таковых.

Но это не единственная функция, которая возложена на процесс взаимодействия между персонажами. Крепкие связи позволяют героям автоматически лечить друг друга, восстанавливать магию или силы для смертоносных приёмов без траты очков действия или маны. А потому очень выгодно таскать с собой на вылазки персонажей, которые умеют исцелять и восстанавливать силы. Так как список героев довольно внушительный, к тому же он еще пополнился новичками, иногда игроку придется выбирать, кого взять с собой на задание, а кого оставить сторожить дом. В первой части это обуславливалось тем, что руководство академии делило Класс VII на группы и периодически тасовало их. Такие манипуляции проводились с целью создать ощущение конкуренции, ведь за выполненные задания ставились оценки, а также научить ненавидящие друг друга социальные слои и некоторых хронических одиночек взаимопониманию и командному духу. В новой части вы сами, как лидер, принимаете подобные решения. Этот аспект является как достоинством новой игры, так и самой слабой её частью, поскольку расширение полномочий игрока – это, безусловно, здорово и благодаря этому он имеет все шансы почувствовать себя главой отряда и стратегом. Однако вторая часть партии практически всегда бездействует и бьёт дома баклуши, вместо того, чтобы работать параллельно с первой группой, ускорив, тем самым, процесс выведения Империи из кризиса. Было бы действительно классно позволить игрокам самостоятельно делить всю команду на маленькие отряды и рассылать их на задания по всей Империи, попутно занимаясь своими делами. Сделай авторы подобный шаг, ощущения игрока в собственной значимости на политической арене увеличились бы в разы, сложилось бы мнение, что он действительно на что-то влияет, и никто при этом не ведет его за ручку. Но, как вы понимаете, никто из авторов на такие «кардинальные» меры не решился. И, несмотря на то, что Рин и его команда больше не учатся в академии, будучи человеком практичным и самокритичным, ведь это качества настоящего лидера, он оценивает собственные действия, самостоятельно выставляя себе оценки в специальном журнале, которые высчитываются по количеству очков за выполненные задания. Тем самым игрок постепенно поднимается по условной таблице рангов. Смысла и практической пользы в этом не особо много, но перфекционисты могут намотать себе на ус.

Успешно отправлять особо плотных товарищей к праотцам может помочь функция «Overdrive», которая представляет собой постепенно заполняющуюся шкалу в правой стороне экрана, и когда она заполнится, персонажи на некоторое время войдут в состояние «Ярости», они будут наносить одну критическую атаку за другой, активируя попутно связи. Эта функция также весьма пригодится, когда в конце очередного подземелья вы встретите какое-нибудь бронированное чудо природы, обычные атаки для которого сродни щекотке. И не стоит забывать про суперудары, которые в игре носят название «S-Break», у каждого героя есть свой уникальный прием, во время активации которого нам показывают красивую захватывающую дух анимацию, прямо как в случае с «Предельными ударами» из Final Fantasy. Ну и, наверное, не имеет смысла уточнять, какой урон наносят подобные атаки. Главная проблема заключается в том, что задействовав «S-Break» вы моментально полностью опустошаете шкалу «CP», оставив того или иного члена отряда без возможности пользоваться своими навыками, что в принципе не критично, если у монстра были выявлены явные признаки слабости к магии или он любит сражаться в гордом одиночестве. Но когда супостатов много и они яростно защищают босса, у которого нет слабостей перед определенными стихиями, зато есть уязвимости к некоторым статусным эффектам, то без навыков не обойтись, ведь оные часто предназначены для уничтожения толп мелких противников, а также для нанесения какого-нибудь эффекта, вроде слепоты, окаменения, отравления или паралича. К тому же, навыки могут быть не только атакующими, но и оборонительными, поскольку в Trails of the Cold Steel не приветствуется такая простейшая функция, как блок. А потому вам приходится выкручиваться и постоянно наносить на свою партию положительные эффекты, повышая стойкость, усиливая урон и так далее.

В итоге все эти шкалы и очки при появлении на горизонте весьма суровых боссов частенько вынуждают игрока копить всё и вся, чтобы затем израсходовать накопленное на какое-нибудь поджидающее в конце дороги чудо природы. Это, конечно, не назвать тактикой, но, если хорошенько подумать и вспомнить былое, то можно сказать, что игры приучали нас к этому с раннего детства – набрать побольше жизней, бонусов, оружия и патронов, чтобы в конце уровня всё это дело спустить, но зато как следует навалять какому-нибудь злодею. В этом плане игра сохранила преемственность как по отношению к видеоиграм в целом, так и к играм серии в частности. И если вы думали, что мы уже закончили с боевой системой и новшествами, то вы глубоко ошибаетесь, ведь авторы решили развить идею с монстрами и создали цепочки столкновений, которые активируются моментально, если вы ввяжетесь в драку со стоящими рядом друг с другом супостатами. В таком случае после победы над одной пачкой монстров вас заставят сражаться со второй, а затем с третьей, если они на момент атаки стояли поодаль. Некоторые сражения усложняются наличием модификаторов, которые выпадают случайным образом как в настольных играх, то есть распределяются между всеми участниками сражения и отмечаются на полоске очередности ходов в левом верхнем экране особыми значками. Как и у партии игрока, так и у противников есть возможность выбить друг из друга больше самоцветов (Кварца), которые необходимы для улучшения ячеек Аркуса, если рядом с иконкой участника сражения появился специальный значок, главное не прозевать момент. Иногда модификатор бывает негативным: например, моментальное убийство, и тот, кто получит такую иконку, может одним взмахом лишить жизни неприятеля, невзирая на количество здоровья последнего, если, конечно же, не промахнется. Иногда это может сыграть вам на руку, а иногда нет. Тут, как я уже говорил, царствует случайность.

Если вы играли в первую часть Trails of the Cold Steel, то наверняка помните, что у Рина и его компаньонов в перерывах между занятиями, тренировками и вылазками за пределы академии были в распоряжении свободные часы, которые главный герой был волен потратить на общение со сверстниками и выполнение второстепенных заданий. Все эти маленькие радости жизни были сугубо опциональными, но несли куда больше пользы, чем может показаться на первый взгляд. Выполнение побочных миссий позволяло лучше узнать окружающих и получить в свое распоряжение ряд уникальных предметов, а общение с одноклассниками усиливало связь между Рином и сопартийцами. Основная проблема заключалась в том, что побочные задания были хорошо спрятаны и их натурально приходилось искать, что, в конечном счете, становилось головной болью для игрока, который должен был оббежать всю округу, допытываясь до местных граждан, навязывая себя и свою помощь. В этом плане в сиквеле ситуация немного улучшилась, так как люди часто будут передавать свои пожелания и запросы через лояльных чиновников, например, через принца Оливера Ленхеима (Olivier Lenheim), знакомого игрокам по The Legend of Heroes: Trails in the Sky, или менеджера рыночного городка Селдика (Celdic) по имени Отто (Otto), однако в игре по-прежнему очень много скрытых поручений. Разработчики не стали отнимать у игрока возможность усиливать связи между героями в сиквеле, а потому позволили между вылазками свободно исследовать Юмир и другие города, выполнять требования местных жителей и, конечно же, проводить время с друзьями. Однако мы с вами знаем, что незримая связь может быть установлена не только между лидером и кем-то из группы, но и между различными членами партии, и до селе не было способа быстро наладить между ними контакт.

Дабы исправить эту оплошность авторы предусмотрительно добавили в игру новый нехитрый метод повышения уровня взаимоотношений среди компаньонов. Я сейчас говорю про особые синие сундуки, которые периодически будут встречаться по мере продвижения по сюжету игры. Тут сразу стоит отметить, что в игре водится три вида сундуков: обычные деревянные, из красного мрамора и синие. Первые ничем не примечательны и чаще всего таят в себе расходные предметы, мраморные сундуки охраняются группой особо разъяренных супостатов, которые рьяно защищают свое добро, а синие скрывают от глаз мини-боссов. И если в случае с мраморными сундуками в бой бросается вся шайка-лейка, то убивать мини-боссов будут лишь два (а в некоторых случаях четыре) отобранных игрой героя. В награду за победу они получат какой-нибудь особо ценный Орбмент, а заодно усилят связь между собой. И это очень важный момент, поскольку естественным путем, то есть во время обычных сражений, связь развивается очень медленно, можно натурально устроить настоящий геноцид местной флоре и фауне в том или ином регионе, но на выходе не получить и четверти от очередного уровня, необходимого для прокачки. Фактически авторы говорят нам, что этот аспект, как и многие другие в этой игре, опционален и не обязателен, но без него вам будет очень непросто в дальнейших свершениях. И приходится с этим мириться.

Любая сюжетная глава в Trails of the Cold Steel II на радость поклонникам японских игр всегда заканчивается эпичными битвами гигантских роботов, в которых Рин пилотирует Валимара, а его товарищи оказывают ему поддержку. Например, восстанавливают здоровье робота, пополняют резервы магических способностей или позволяют накопить достаточно силы для активации навыков. Примечательно, что игрок может самостоятельно выбирать себе компаньона, который поможет ему в сражении, и это имеет смысл, так как напарники очень сильно отличаются друг от друга снабжаемыми заклинаниями и навыками. Каждое сражение обязательно начинается с призыва боевых доспехов, прямо как это делал Шо Фукамачи (Sho Fukamachi) в анимационном сериале «Гайвер: Био-ударное оружие», затем Рин перемещается в кокпит Валимара, после чего происходит сама битва. По мере прохождения игры Валимару предстоит помериться силами не только с другими боевыми доспехами, являющимися наработками знати после того, как они изучили Лазурного Рыцаря, но и с другими видами техники, например, летающими кораблями или даже танками. Во время подобного сражения игрок вправе вычленять определенные «части тела» вражеских роботов, по которым следует атаковать врага, к примеру, он может попытаться декапитулировать вражеский боевой доспех, ударить его в грудь, где находится кабина пилота, или рубануть по конечностям. И это тоже важно, так как у различных типов противников разные уязвимые точки, которые нужно нащупать, после чего сосредоточить на них все своё внимание. Со временем Валимара разрешат улучшить, вставляя в разные части тела робота до трех особых Орбментов, созданных на основе обычных предназначенных для простых людей камушков. Это может быть усиление выносливости, силы или защиты робота.

Если вы застали первую игру серии (а это без сомнения был масштабный проект, способный затянуть игроков на десятки, если не сотни часов, собственно, как и его сиквел), то вы помните про мини-игры, которыми развлекали игроков между заданиями. К примеру, позволяли перекинуться в карты с одноклассниками во время путешествия по Империи, сопровождающегося длительными поездками на поезде. Это было исключительно опциональное, ни к чему не обязывающее развлечение, которое в новой части заменил сноубординг. Отныне скрасить свободные часы в Юмире можно, спускаясь с гор на доске, сражаясь с подгоняющим таймером и подбирая на большой скорости флажки. За выполнение определенных условий, игроков будут награждать различными полезными побрякушками, например, зельями или кулонами, дающими различные бонусы. Однако, несмотря на то, что из игры исчезли поезда, никуда не делись иные средства передвижения, такие как лошади или знаменитый мотоцикл из первой части. На технологическом чуде даже разрешат посоревноваться в скорости с Джусисом, который в какой-то момент бросит Рину вызов. Позже железный конь станет доступен в качестве транспорта в любой точке на карте Империи, а ещё его можно будет перекрашивать на свой вкус и улучшать. Например, за десять тысяч условных единиц, которые тут называются «Мирами», к мотоциклу можно будет приделать коляску и посадить в неё одного из членов партии. Любители подолгу изучать водную гладь однозначно обрадуются, услышав, что в Trails of the Cold Steel II есть мини-игра с поиском мест обитания и ловлей рыбы, сопровождающаяся QTE, а также сбор различных коллекционных предметов: рецептов еды, вырезок из газет, монстров (они будут занесены в особую книгу), редких сундуков и тому подобных вещей, за прилежное коллекционирование которых игроков наградят пищей, дающей всевозможные эффекты, подробностями о судьбах различных людей и, конечно же, трофеями. Игра даже засчитывает найденных игроком учеников военной академии, которых нелегкая разбросала по всей Империи. Некоторых из них, к слову, можно и нужно будет рекрутировать на борт боевого летающего корабля под названием «Courageous» или «Храбрый».

Поиск и спасение учеников – это целый отдельный род занятий, которым можно развлечь себя между основными сюжетными заданиями, и игрокам предстоит раз за разом возвращаться в старые, уже изученные локации, чтобы отыскать всех учеников и уговорить их подняться на борт корабля. Эти товарищи обитают даже в самых неприглядных дырах Империи и, не смотря на то, что их разыскивают и вполне себе могут посадить за решетку или убить на месте, все ученики академии носят свою униформу и никогда её не снимают. А это значит, что вояки, которые перекрыли чуть ли не каждую дорогу к каждому мало-мальски крупному городу в Империи, слепые и глухие, раз не в состоянии отыскать и поймать горстку детишек, шляющихся у них прямо под носом. Особенно удивляет то, что форма на учениках в основном зеленая, по всей видимости, представители знати больше своей белой формой не гордятся и, выйдя за стены академии, предпочли сразу же повесить её в шкаф и больше о ней не вспоминать. Вообще, это довольно забавное занятие, так как авторы и здесь старались сделать процесс поисков и сборов вариативным: одни ученики пойдут с группой Рина только если в партии есть нужный человек, другие согласятся, узнав, что вы уже завербовали кого-то из их давних знакомых, третьи попросят выполнить какое-нибудь поручение, например, найти что-то или победить кого-то, четвертые примут приглашение просто так, поскольку авторы всё равно не придумали им занятие лучше, чем стоять в какой-нибудь подворотне и разглядывать стену.

Слегка удручает своей неправдоподобностью лишь тот факт, что Рин прекрасно помнит имена всех этих учеников наизусть, а их в этой игре наберется добрая сотня, всех до единого знает в лицо, при встрече с ходу озвучивает массу деталей об их деятельности в стенах академии и вне её, прекрасно помнит, кто с кем общался в школьные годы, и так далее. Это выглядит и звучит немного жутковато, если призадуматься, и готов поклясться, что никто из руководства академии не может похвастаться такими знаниями о своих подопечных, в то время как Рин – настоящая ходячая картотека. Как уже писалось выше, поиск учеников академии – занятие необязательное, но оно добавляет несколько баллов к итоговой оценке в конце каждой сюжетной главы. Группа Рина может и будет свободно перемещаться по Империи на своем летающем корабле, изучая отдельно взятые регионы, и, блуждая по единожды изученным локациям, вполне себе могут набрести на гигантских монстров Криптидов (Cryptids), призванных восполнить недостаток боссов в игре. Сражения с этими чудищами сугубо опциональны, но именно в битве с ними игроки могут проверить все свои навыки, поскольку гиганты обладают непомерно длинными полосками здоровья и способны в несколько ходов расправиться с самыми лучшими бойцами Класса VII. В такие моменты очень пригодится помощь Валимара, которого можно призывать ровно один раз за битву и использовать все его способности для того, чтобы значительно подкосить здоровье своего оппонента.

С технической точки зрения у Trails Of Cold Steel II есть некоторые проблемы, по большей части касающиеся портативной версии, так как игра периодически сильно подтормаживает на больших просторных локациях. Причем, что я нахожу очень странным, на выборочных. С чем связано сие событие сказать трудно, так как наполнение и масштабы больших просторных уровней приблизительно одинаково, однако авторы и здесь подошли к проблеме креативно: в тех местах, где игра начинает особо сильно тормозить, сюжет делает финт ушами и персонажи сталкиваются с какой-нибудь непреодолимой силой, которая вынуждает их покинуть зону и отправиться искать другой путь. Однако это практически единственный недостаток игры, помимо сильной просадки частоты кадров во время демонстрации на экране большого количества спецэффектов. В остальном версия для PlayStation Vita радует глаз красивой графикой, достаточно разнообразной палитрой цветов и большим количеством анимаций героев. Хотя, конечно, местные герои выглядят более деревянными и неуклюжими, чем их коллеги из World of Final Fantasy, но все мы прекрасно понимаем, что Nihon Falcom никак не может расстаться со своим единственным и неповторимым движком, на котором работают чуть ли не все трехмерные игры, выпущенные из-под пера этой студии, а потому довольствоваться приходится тем, что есть.

Издательская компания NIS America получила драгоценный опыт в ходе перевода и адаптации первой части серии, дополненный информацией в виде обратных отзывов от игроков и профильной прессы, однако по какой-то причине она к ним не прислушалась. Мы по-прежнему имеем в распоряжении частичную локализацию, в которой герои то говорят вслух, то внезапно переходят на текст в одном и том же разговоре. Выглядит это комично, особенно когда один из собеседников, например, протагонист, разговаривает диалоговыми окнами, в то время как его товарищи пытаются отыгрывать свои роли. Впрочем, порой становится совсем не до шуток, особенно когда один и тот же персонаж то шепчется с кем-то из группы, то начинает размышлять про себя, и в том и в другом случае фразы в диалоговом окне обособляются скобками, что в значительной степени затрудняет понимание ситуации. И нам остается только гадать, что из сказанного его собеседники услышали, а что он решил оставить при себе. В остальном локализация осталась приблизительно на том же уровне, что и в случае с её предшественницей, она достаточно хороша и приятна для слуха, пусть даже озвучено в игре далеко не всё.

Для тех, кто уже завершил первую часть серии, а я крайне рекомендую это сделать для комплексного понимания рассказанной истории, разработчики приготовили сюрприз в виде переноса прогресса из первой части в The Legend Of Heroes: Trails Of Cold Steel II, дабы подчеркнуть значимость решений и действий, предпринятых игроками ранее. Мой опыт знакомства с этой функцией прошел неважно, потому как европейская версия игры, приобретенная в PlayStation Store, по какой-то причине не смогла найти на карте памяти сохранения из первой части, несмотря на то, что таковые на ней имелись, собственно, как и сама игра. Однако эта маленькая проблема не помешает мне рассказать о том, как это работает. Интегрировав свой прогресс во вторую часть, игроки получат расширенные опции общения с уже знакомыми NPC, встреченными во время практических занятий в стенах академии. Жители городов и деревень будут узнавать вас в лицо, радоваться встрече и более охотно делиться подробностями о сложившейся на политической и социальной арене ситуации, нежели без интеграции. Что на самом деле не сильно меняет суть дела, если играть без этой функции, но звучит довольно странно, ведь в отличие от этих персонажей, я, да и любой игрок, опробовавший первую часть и приступивший ко второй, прекрасно их помнит. Посудите сами, между событиями обеих игр прошли какие-то месяцы, а не годы, собственно, как и между выходом обеих игр серии на западном рынке, а потому жители поселков и городов просто не могли забыть тех, кто отвлек от них большую беду и решил их личные проблемы. Это, конечно, не существенная проблема, да и задумка с плохой памятью и пилюлей для неё в виде интеграции сохранений звучит удачно, во всяком случае, в теории, но на практике не работает как надо.

Итог: Сколько не пиши про The Legend Of Heroes: Trails Of Cold Steel II, а всё равно остается чувство недосказанности: кажется, что какая-то немаловажная деталь или целое событие ускользнуло от нашего бдительного внимания, и, скорее всего, это недалеко от истины. Но так и должно быть, поскольку данное произведение, да и другие игры серии, сотканы из десятков различных механик, игровых особенностей, больших и маленьких сюжетных арок, которые идут параллельно, вскользь касаются друг друга, пересекаются, сливаются воедино, и вообще, представляют собой большую запутанную паутину, состоящую из очень приличного количества колоритных и разноплановых персонажей, а также интригующих и захватывающих событий. И во всей этой мешанине из десятков или даже сотен действующих лиц и сюжетных веток игрокам предстоит разбираться, постепенно изучая стороны конфликта, сам мир Эребонии и то, как действия множества людей, в том числе и главного героя, отражаются на благосостоянии окружающих. Trails Of Cold Steel II вобрала в себя всё лучшее, что было в первой части, и смогла развить заложенные в ней идеи, причем какие-то из них удачно вписались в канву происходящих событий, какие-то нет, однако нельзя не заметить, что на сегодняшний день без всяких преувеличений данная игра является самым масштабным и красивым проектом из всех, что доводилось делать Nihon Falcom, и одной из лучших японских ролевых игр на стационарных и портативных консолях.

Однако, несмотря на то, что вторая часть этой замечательной мини-серии получилась очень амбициозной, она заметно уступает своей предшественнице. Это видно по целому ряду аспектов: начиная от низкой степени продуманности второстепенных заданий, которые в данной игре получились скучнее, чем в первой, и заканчивая буксующим на месте сюжетом с вернувшейся ни с того ни с сего эпизодической подачей материала, которая не получила никакого вразумительного объяснения. А постоянные стычки с монстрами, в то время как на дворе происходит настоящая гражданская война, и повторное знакомство с уже изученными персонажами могут слегка разочаровать тех, кто ждал от The Legend Of Heroes: Trails Of Cold Steel II сильного старта и постепенно нарастающего напряжения за счет мастерски созданной сценаристами интриги. К великому сожалению, ничего подобного здесь нет и в помине. Если, проходя первую часть, вы чувствовали усталость от общего однообразия и легкую затянутость ближе к концу игры, то знайте, что продолжение серии не избежало аналогичной проблемы, а скорее даже усугубило её, поскольку данная игра является сиквелом, следовательно, она априори не может подарить чувства новизны, свойственное новым проектам серии. И здесь может быть всему виной очень короткий промежуток между релизами двух частей серии на Западе. Впрочем, если всё вышеперечисленное вас нисколько не смутило, то смело бросайте все дела и начинайте свое знакомство с игрой. Оно того стоит.

P.S. В начале нашего обзора мы писали, что The Legend of Heroes: Trail of The Cold Steel II завершает сюжетную акру, посвященную попыткам Класса VII устранить людей, раскачивающих ситуацию в Эребонианской Империи, и объединить свой народ. Так было на момент написания данного обзора, однако несколько недель назад Nihon Falcom анонсировала третью игру серии, которая по какой-то причине обошла стороной владельцев PlayStation 3 и PlayStation Vita, несмотря на наличие готового движка для этих платформ и пользовательской базы, состоящей из фанатов подобных игр. Зачем было изобретать колесо и целиться в людей, которые с серией не знакомы, а также отказываться от портативной версии – большая загадка. Но будем надеяться на благоразумие руководства студии и почитателей серии, которые смогут отстоять своё право играть в The Legend of Heroes: Trail of The Cold Steel III в метро, автобусах и поездах.

А на этом у меня всё, всем спасибо за внимание. Ждите больше материалов в самом ближайшем будущем.

Trails of Cold Steel II выйдет уже совсем скоро, европейский релиз намечен на 11 ноября, а про первую часть мы так и не написали, исправляемся.

Trails of Cold Steel, вышедшая в прошлом январе на PS3 и Vita – это масштабная RPG, чьи события происходят в Эребонии, процветающей стране, которая испытывает серьезные проблемы. Вы играете за группу элитных студентов, которые разъезжают по эребонийским городам и деревням, сражаясь с монстрами, решая проблемы и изучая незатухающую классовую борьбу, грозящую разорвать страну на части. Уйма городов для исследования, безумное количество персонажей для длительных бесед и целая туча побочных квестов, позволяющих немного отвлечься на пути к главной цели.

Другими словами, это большущая игра, которую сделали еще больше. Сценаристам в Falcom стоило бы напомнить, что краткость - сестра таланта . Десятки часов игрового времени - далеко не предел.

Впрочем, любить Trails of Cold Steel есть за что. Сценарная работа и проработка персонажей высшего класса, полностью соответствующая стандартам издателя XSEED и их RPG-серии Trails of the Sky. Это редкая игра, где разговоры с каждым NPC действительно стоят вашего времени. Главные герои кажутся на первый взгляд просто кальками таковых из аниме-сериалов – нагловатый президент класса, замкнутый красавчик-дворянин и т.д. – но по мере развития сюжета большинство из них демонстрируют неожиданную глубину.

Игра структурирована очень аккуратно, поэтому все семь глав будут проходить примерно в одном и том же ритме. Получилось что-то среднее между Suikoden и Persona. В начале каждой главы главный протагонист Рин будет ходить в школу, посещать занятия, сдавать экзамены и все такое. Кроме того, в каждой главе будет один-два свободных дня, которые Рин может провести, во-первых, выполняя побочные квесты (в диапазоне от бездарных до безумно увлекательных), и во-вторых, завязывая отношения со своими однокашниками. Это позволит укрепить Социальные Связи (Social Links), а чем они крепче, чем сильнее чувство локтя в сражениях с врагами. Свободные дни заканчиваются, как правило, посещением старого здания школы, которое служит в Cold Steel одновременно и тестовой площадкой, и многоцелевым подземельем. Повторюсь, вы будете посещать это место не раз и не два.

Во второй половине каждой главы Рин сотоварищи отправляются в экспедицию по эребонийским городам и селам – именно здесь и происходит настоящий экшен. За парой исключений (особенно это касается третьей главы) это самые лучшие части игры. Эребонийскую культуру изучать одно удовольствие, особенно если вы играли в Trails of the Sky, события которой происходят в соседней стране Либерл, где на Эребонию смотрят, как на врага. Но, как выясняется, жители Эребонии – это на самом деле простые люди с собственными проблемами, многие из которых связаны с натянутыми отношениями между аристократией и простым людом.

Исследуя школьное здание и будучи в экспедициях, вы будете часто сражаться с монстрами, а здешняя боевка будет знакома всем, кто играл в другие игры серии Trails. Тут есть специальная панель (как в Grandia), позволяющая управлять тем, в каком порядке будут атаковать герои, а также много различных навыков и заклинаний. Сражения с боссами, возможно, покажутся непростыми, но никогда – нечестными, потому что в вашем распоряжении немало стратегий, которыми можно поиграться так и эдак, чтобы в конце концов найти победную комбинацию. Вы можете переключаться между героями – как правило, у вас всегда есть доступ по крайней мере к шести персонажам, но использовать вы можете только четырех – а также можете вооружить своих студентов самыми мощными заклинаниями.

Играя на Vita, можно столкнуться с серьезным падением фреймрейта, особенно в больших городах. Это не такая уж большая проблема, но может слегка действовать на нервы. Кроме того, ее можно минимизировать при помощи, к примеру, быстрого перемещения.

Игра заканчивается неожиданно и многое остается недосказанным, поэтому, если вы таки пройдете эту игру, будьте готовы взяться и за Trails of Cold Steel II, которая должна выйти на PS3/Vita в начале ноября.

Не всегда удаётся чётко выразить свои ощущения от знакомства с тем или иным произведением человеческой фантазии и труда. Порой пары часов хватает, чтобы преисполниться массой различных чувств и эмоций, а порой ты тратишь множество времени на какой-то продукт и понимаешь, что он ничего тебе не дал. Да и в целом результат погружения в тот или иной мир дело весьма непредсказуемое, редко удаётся чётко предугадать, что же придётся тебе по вкусу, а что останется лишь горсткой не самых приятных воспоминаний.

А порой бывает даже так, что продукт получается весьма спорным, другими словами, он способен побудить внутри вас совершенно противоречивые ощущения, но, в целом, вы будете довольны. И довольны более чем.

Именно так можно описать – если коротко, но не совсем ясно, — моё знакомство с Легендами о Героях, а именно — Следами Холодной Стали…

Игра является представителем многими любимого жанра японской ролевой игры с пошаговыми сражениями партии персонажей. И сломаю интригу сразу – здесь всё весьма хорошо. За исключением пары моментов.

Игра сходу предлагает выбор сложности битв, на выбор четыре режима. Первые три я пропустил сразу, ибо зачем они нужны, если есть режим сложности «Ночной Кошмар»… Звучит сильно, по лицам героев прилетает ещё сильнее.

И, уточню ещё раз, здесь всё в самом деле хорошо. Почти каждая схватка вынуждает не просто забивать противника ногами и руками, но активно пользоваться почти всеми доступными вам средствами для выживания и, что более предпочтительно, победы над врагом. Бои с боссами, зачастую, предстают для вас настоящим испытанием, разрешение которого может принести по-настоящему приятные ощущения от преодолённых преград и препятствий.

Но есть, как молвит один весьма известный анекдот, один нюанс…

Каждый противник имеет свои собственные характеристики и степень сопротивления множеству представленных в игре статусных воздействий, которые вы всегда можете посмотреть в описании выбранного вами неприятеля. И проблема в том, что два разных противника с одинаковым указанным сопротивлением какому-нибудь эффекту совершенно, диаметрально по-разному реагируют на ваши попытки эти эффекты наложить. И это, зачастую, приводит весьма к плачевным последствиям, ведь вы, пытаясь скоординировать свои действия, опираясь на эти справки, терпите крах и не понимаете, почему это произошло, ведь вы вроде бы способны отличить отравляющие и оглушающие атаки и не могли перепутать статусы…

В каких-то моментах игра напоминает некоторые другие продукты той же японской цифровой индустрии. Прежде чем продолжить мысль, отмечу, что главные герои данной игры являются студентами военной академии. И вот именно поэтому было довольно забавно увидеть элементы последних игр серии Persona, когда от вас требуют правильно ответить на заданный вопрос, который тесно связан с лором самой игры. Здесь не подойдут знания нашей собственной истории или литературы, так что, либо запоминайте поступающую из диалогов и прочих источников информацию, либо полагайтесь на госпожу Фортуну.

Отдельно хочется упомянуть музыку, которая не сказать, чтобы вызывала какие-то невероятные ощущения, но некоторые композиции, определённо, науськивают ностальгические нотки и воспоминания по совершенно другим играм. Например, основная мелодия в городе, где находится ваша академия, лично мне, сильно напоминает приключения маленького чёрного волшебника Виви из девятой части Последней Фантазии, когда тот пришёл в столицу Александрии, полный радужных надежд увидеть известный на весь мир спектакль «Я хочу быть твоей канарейкой». Другая же мелодия немного, но всё-таки, напоминает уже не такого давнего гостя современного игрового мира – Nier Automata. Но это так, забавные мелочи.

Но теперь, следуя моим собственным словам о двойственности ощущений, предстоит отметить следующее, но, прежде, небольшое замечание: последующие вещи, о которых я буду говорить, носят не самый серьёзный характер, другими словами, они не отражают качество игры – качество, которое, как знают многие, весьма сильно варьируется от человека к человеку, ибо у каждого свой вкус, — это лишь результат моих ощущений. Но, впрочем, если вы читаете то, что я пишу для вас (ну и для себя самого, чего греха таить) и эта статья для вас не первая от меня, то вы знаете, что я здесь и делаю как раз то, что описываю свои собственные ощущения, которые никоим образом не должны и не обязаны возникнуть у вас при знакомстве ровно с тем же продуктом игровой индустрии.

Ну, вернёмся к нашим баранам. Нет, я не буду ничего брать в кавычки. И я не шучу. По-другому воспринимать главных героев не всегда имеется желание. Я не могу сказать, что они беспросветно глупые дети, но моей реакции и моим словам есть две причины. Но давайте, опять же, обо всё по порядку.

Причина номер раз – диалоги. Если в двух словах, то порой возникает невероятно сильное ощущение, что ты играешь в игру про поговорить. Персонажи очень сильно любят разговаривать – а мне, как интроверту, который, зачастую, может объяснить всё быстро и лаконично (как заливает, однако, человек, который не может, ну просто жизни не видит, чтобы не забивать текст огромными количествами определённо не нужных оборотов), очень тяжело всё это выслушивать. И не всегда интересно. Но не это главная проблема диалогов. Как бы сказать… Проблема в том, что герои разговаривают. И делают они это не просто всегда, когда можно, а даже когда определённо стоило бы заткнуться и делать дела.

Без шуток, в какой-то момент времени я искренне недоумевал, почему за персонажами не ходит лакей со складными стульями, столиком и чайным сервизом. Опасный преступник взял заложников и бросился бежать? Надо поболтать с товарищами! Вас окружили безжалостные монстры и атакуют вас? Необходимо побеседовать об этом. Определённо возникает впечатление, что несчастным детям вне экранного времени просто затыкают кляпом рты, и их болтливость просто не может найти способа реализоваться. Порой это пресекает всякие рамки приличия и в моменты, когда одно-единственное движение может спасти всё и всех, ребята решают — приготовились? — они решают устроить смачную, неподражаемую в своей невероятности и своевременности беседу.

Пункт номер два можно считать определённо менее значимым, но, в какой-то степени он весьма связан с первым, а если подумать логически, то является самой что ни на есть причиной описанной мною выше проблемы. Итак, я говорю об интеллекте героев. И нет, я не имею в виду, что персонажи здесь – откровенные идиоты. Но, в то же время, я не люблю, когда игра считает идиотом меня. Да и в целом вопиющая глупость мало приятное зрелище. В общем, я говорю сейчас как раз-таки о не самых логичных и умных поступках внутриигровых персонажей. Иногда, глядя на экран, ты на полном серьёзе пытаешься понять, что пошло не так и как к этому пришло. От нелогичности определённых событий меня едва ли не трясло. Как человек, в определённой степени связанный с созданием историй, я могу понять причины подобных обстоятельств – глупыми действиями легче развивать историю и создать опасную для персонажей ситуацию, что, в целом, неплохо для игры, в которой есть неплохая, в самом деле неплохая боевая система. Но я далеко не ребёнок, который всё принимает за чистую монету и меня таким не возьмёшь. И если персонаж, определённо решив поиграть в дурака, начинает творить несусветную глупость, я воспринимаю это очень, очень плохо. Я бы сказал, даже жарко. Утка так и подгорает.

Возможно, у вас, мои дорогие читатели, могло возникнуть впечатление, что игра беспросветно плоха, ужасна, невыносима… Но это не совсем так. Скажу по секрету, но я не пишу про игры, которые мне не понравились. Причина этому одна и весьма простая – это будут до обидного короткие тексты, в которых, по большому счёту, многого так же и не скажешь, ведь игра, которая не приносит тебе удовольствия, вряд ли сможет похвастать тем, что ты долго в неё играл.

Исходя из только что сказанного, мы приходим к выводу о том, что игра мне понравилась. В ней, если быть откровенным, мало возможностей, но боевая система, за долгое время моей игровой практики в классических японских ролевых играх бросившая мне вызов, держит меня в этом мире уже далеко не один десяток часов.

Говоря о дефиците внутриигровых особенностей, я имею в виду следующее – самое банальное, что бросается в глаза, так это косметика. И я не о костюмах, которые тут, о внезапность, есть, я о другой, очень важной для меня, детали – оружие. В игре представлено множество игровых персонажей, у каждого из них индивидуальное средство для самозащиты и нападения. Но оно не меняется. Есть огромное множество более старых и, в то же время, более известных игр, где этой детали уделили должное внимание – множество частей Последней Фантазии, Драгон Квеста, та же Персона – оружие меняло свой внешний вид, когда вы находили или покупали новое. Здесь этого нет и это обидно. Это мелочь, но важная лично для меня.

Так же весьма нет действий с окружением. И нет, я не считаю, что рыбалка да пара кликабельных элементов интерьера в библиотеке можно считать достаточным количеством действий. Я говорю о большем числе возможностей для того же поиска предметов. Давайте вспомним прекрасную в этом плане восьмую часть серии Драгон Квеста – там вы могли прийти к кому-нибудь домой и залезть в шкаф, вытрясти всё из бочек, заглянуть в ночной горшок (нет, это я выдумал), запустить свои шаловливые ручки в висящий на стене вещевой мешок. Ну ведь не сложно ж было бы такое сделать. В прочих играх – так же весьма старых, можно было просто прокликивать каждый элемент окружения в поисках заветного секрета – те же финалки, или, скажем, Легенда о Драгуне…

Возможно, я бы припомнил что-нибудь ещё, но не стану. Ибо, если это не бросилось мне в глаза, то это не столь важный элемент или, по крайней мере, приятной боевой системы хватает, чтобы закрыть на многое глаза. Да, думаю, так оно и есть.

Подводя итог, могу сказать следующее – когда-нибудь я доберусь и до второй части Следов Холодной Стали. Там я так же, что-то подсказывает мне, буду воспламеняться и по тем же самым причинам, что я описал выше, но я так же думаю, что удовольствие, которое я получу от игры, покроет все эти неприятные казусы. И даже больше, я рассчитываю, что приятных ощущений будет столько, что во мне появится непреодолимое желание о них написать…

Ну что, класс Семь, помучаемся ещё, как вам идея?..

Rean wakes up at the crash site of his Divine Knight Valimar on some snow covered mountains, unsure of where he is or how long he has been out. He is alone, save for the companionship of a talking cat who goes by Celine who is able to fill the gaps in his memory. After Rean is able to ascertain his location as being near his home village, he and Celine make the trek down to more familiar and hospitable surroundings, only to find his fighting strength is not quite where it should be. This is how begins and Rean’s quest to be reunited with his colleagues in Class VII. Every attempt was made in this review to not contain any spoilers from the first title, though certain events may be vaguely hinted.

There are some sequels that bear almost no connection to their predecessor, with the exception of the title and some recurring elements or characters. This is not of one of those sequels. While playing the first Trails of Cold Steel is not a requirement it is strongly recommended. For starters The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel II begins one month after the conclusion of Trails of Cold Steel, with Rean’s predicament being a direct result of those events making this title a direct continuation of the story. Players who have completed the first game may import their data into this one and it will have an impact on the experience, much like a popular sci-fi trilogy some doctors turned game developers are known for. Importing data will grant certain bonuses to the player as well as carrying over DLC costumes, but more importantly the relationships that were shaped by decisions will impact events in the sequel, leading for more personalized conversations with the party members.

For those who have not experienced the first title and want to dive right into Trails of Cold Steel II their experience will still be a positive one. Glimpses into the events of the previous game are gradually shown throughout the story progression and there is a primer for the events leading up to this title in the main menu. However, these tools are more useful as a refresher course for what happened in the previous game, for bringing a newcomer up to speed they get the job done but only in the most rudimentary way. As a stand alone title, Trails of Cold Steel II is a great time, but completing the first game will lead to a much richer experience.

Much like its predecessor, this is a JRPG with an immense emphasis on story development. The prologue alone is over three hours in length, and the majority of this is spent reacquainting Rean with the people he grew up with and interacted in his previous adventure. While the prologue focuses on setting up the story over exploration and battle, the plot moves at a pace that is able to maintain the player’s interest. The characters, while somewhat falling victim to fitting certain RPG archetypes, are developed and nuanced enough to be memorable and worth caring about. As Rean talks to the various people he develops his plan to find the other members of Class VII which shapes up to a journey with numerous distant destinations. Rean and the other party members’ dialog keep him on track by correcting him if he tries to venture off the beaten path in a way that is contrary to the objective at hand. This does force some linearity into the game’s progression, but this device to block off certain areas of the map for plot related reasons feels much less artificial that what has been done in other titles.

Enemies are visible on the map and can be avoided (sometimes) if the player does not wish to fight. The battle system is in many ways a traditional turn based affair that is common for RPGs but it is one of the more complex ones. Technically, there are two main different battle approaches but we will get to the second one in a little bit. The “normal” battle system is Rean and company against a group of enemies. Everyone can do the basic attack that costs nothing and depending on the equipment damages one enemy or may have a small area of effect. In addition to that there are two different menus of special attacks that use different types of resources, EP and CP. EP is essentially magic, or MP in countless RPGs. This is a finite amount of points that are used to power special attacks associated with orbs that can be equipped called arts. EP can either be restored by resting or using an EP replenishing item. CP is used for crafts, which are special techniques that add element damage to an attack or provide a status buff. CP has a maximum limit of 200, and it is gained by inflicting and receiving damage. A special craft attack that is extremely powerful becomes available when a character’s CP reaches 100 but this attack consumes all CP. This attack is even more powerful if executed when CP is at max, so the debate of using many CP attacks versus saving up for an ultra attack is one factor in developing a battle strategy.

It is possible to link one character to another, which will allow the second character to perform an additional attack if the first character’s attack knocks the enemy off balance. Having characters link does allow their bond to increase which can unlock more powerful combinations. There is no downside to having characters linked so it is advisable to have each member linked to someone at all times. The link system is old hat to those who completed the first game, but it has been upgraded with the new overdrive mode. When this mode is activated, the player may attack for three turns in a row with the linked characters and all arts will have an instant casting time. The overdrive function is not so overpowered it makes any encounter an instant victory but during the review process it has led to a favorable turnaround in more than one losing battle.

The second battle format mentioned above is when Rean takes control of Valimar to battle other mechs. These battles require a different strategic approach. When battling another giant mech, Valimar can target the head, arms, or body. This works like a game of rock paper scissors where depending on the enemy’s stance a certain target can knock the enemy off balance, which allows Valimar to deliver an extra attack. Learning this strategy can make all the difference in this type of battle as most battles seemed to give the enemy an advantage if each round only resulted in one hit.

Traveling across the land of Erebonia on foot all the time can become tiresome to a young hero trying to make his mark on history. Fortunately Trails of Cold Steel II offers a few different means of conveyance. This may not be the first RPG to ever offer the use of a personal airship for the party to use but having a flying boat to quickly move from one location to the next is never an unwelcome travel option. This may not be the most stylish form of transport, especially since Rean seems to be in that edgy teenage phase so to complete that image he will eventually get access to a customizable orbal bike aka a motorcycle powered by orbs instead of petroleum. And since this is a world of machine guns and giant mechs yet a sword seems to be the hero’s weapon of choice, to complete the medieval throwback transportation we have horseback as a swift travel option. The American Humane Association can confirm that no animals were harmed in the playing of this game, so the horses may be ridden without guilt.

This is a two year old game that was released for the previous console generation so that needs to be taken into consideration when judging the graphics. Naturally with any two year old game the graphics are showing signs of its age and new console generations excel at pointing out the limitations of the previous generation. All that being said, this is still a great looking game with interesting character and creature designs. The Playstation 3 might be getting near the end of its life cycle but it still has some respectable graphic prowess in today’s market, especially when it comes to games with an anime inspired art directions. The soundtrack is another area where this title excels, it is contemporary and unique but shows hints of influence from classic RPGs such as older Final Fantasties and titles from the Ys series. The elements are so subtle, and while not directly sounding like the music is lifted from those games there are but hints of these RPGs hidden in the musical undertones paying homage to what came before.

Cross save functionality is supported between the Playstation 3 and Vita, which is always a plus when debating about buying the same game on two different systems. Loading times are negligibly faster on the Playstation 3 but neither version has a significant advantage over the other, and while having the option to play on the go or at the home TV is nice most people are likely only going to get this title on one platform. Because the two formats are comparable in overall quality, it is recommended to choose which one based on whether you prefer the Vita or Playstation 3. One final plus is Trails of Cold Steel II is not a slave to the archaic save point, allowing the freedom to save the game pretty much anywhere outside of a battle.

Xseed"s PC release of the original Trails of Cold Steel. Featuring a wide array of configuration options, a port clear of major (and most minor) bugs, the excellent Turbo Mode feature, and even additional lines of voiced dialogue, it set a high bar for future pc versions of the entries in the series to match up to. It’s not surprising that the work done for Trails of Cold Steel II ’s PC release is equally impressive.

For the most part, Trails of Cold Steel II matches up to the level set by last year’s port of the original game, which in itself is a great success. We called the PC version of Cold Steel the “best way to play the game” and the same holds true for its sequel. Xseed included additional lines of voiced dialogue again for this release, similar to the original game, showing a degree of going above and beyond for the PC version that is for the most part unheard of. Unless you want official Japanese voiceover support, this is the definitive way to play Cold Steel II (and chances are you’ll be able to play in Japanese in an unofficial capacity at some point after launch as well).

We thought that Cold Steel II’s original PS3 release was a second chapter of Falcom’s ongoing series, but the game is definitely putting on its best face on PC. The convenient and comprehensive configuration menu from Cold Steel returns here:

The configuration menu for Trails of Cold Steel II is largely the same as that of the first game, and the bevy of options here is as impressive as it was last year. Most options will show a preview image in real time on the right-hand side, so you know exactly what each toggle will adjust in-game without having to boot in and out of the configurator. You can select the game’s resolution, display mode, a number of shadow rendering features, and the degree of anti-aliasing applied to the game. You can even specify which sort of button prompts you want the game to display if you’re using a controller. Even the amount of autosaves and the multiplier for the Turbo Mode feature are able to be tweaked. The only real differences between this and last year’s release is the option for using a specific PCSS shadowing filtering technique, and complete controller remapping options.

Another nifty addition to Cold Steel II is the ability to directly boot into your most recent save, which in my experience worked exactly as advertised – I was able to continue playing from exactly where I left off every time I’d open the game without ever needing to see the main menu. It’s definitely not something we expect or require but it’s a neat little feature all the same. Even if you decide to not use the quick load functionality, you can disable start up videos as before and loading times are very snappy.

While not a new feature, the Turbo Mode functionality is again the star of the show here. Both battles and cutscenes can be sped up to six times the original speed, which makes in-game backtracking and long-winded cutscenes go by as quickly as you want them to. The Turbo feature doesn’t introduce any audio bugs and all music and dialogue played at normal speed, only with the movement hastened. The Link and Burst mechanics in battle will automatically slow during Turbo mode to allow for the necessary player input, which is as impressive as it was in the original game.

The only minor issue with Turbo mode is that for some cutscenes, the music must change tracks before a certain event or dialogue occurs, so occasionally you’ll have to wait for the current track to fade out because the scene commences, but this is a minor nitpick at most. The game did crash for me once while turboing through a bunch of scenes, but one crash over about 40 hours played with a recent autosave to catch my lost progress and I didn’t lose a large amount of sleep over it. Another small adjustment was getting used to Turbo Mode being set to L3 instead of the trigger, which meant that engaging the feature while simultaneously directing your character on the field took a little practice, but after a few minutes was completely doable.

The game also behaved reasonably well with other software on my PC. Whether in fullscreen or windowed mode I was easily able to tab into and out of the game or switch over to other application windows and the game would smartly mute and pause itself if it wasn’t the primary screen at any given time. I was also able to use the full Steam overlay features as well at OBS video recording. The only software I didn’t have success with right away was Nvidia’s suite of capture tools, unless desktop mode was turned on, which is far from a showstopper.

Cold Steel II is a direct sequel of the original game, and playing Cold Steel is essential to understand the narrative in II, so we definitely recommend newcomers to the series start there – it’s another great port on PC. We have a video review of the game"s original PS3 release as well as gameplay footage of the PC version at max settings. It"s mostly just a touched up version of the original release, but it"s clean and sharp and looks good at 60 frames per second.

Cold Steel II is the latest game of the overarching “Kiseki” series of games that been localized for western audiences so the future from here on is a little bit murky. We know that the first two games are getting , but details concerning the future of the series for the west are sparse at best. We’re hopeful this isn’t the last time we’ll be able to write about the series for the western audience and that fans who invest into the games, on any platform, will be able to see the story continued someday soon.

Loading...Loading...